В семье:
- Проявлять тепло и эмоциональный отклик во взаимоотношениях, оказывать поддержку во всем;
- Создавать атмосферу эмоциональной привязанности в семье;
- Проявлять постоянную заинтересованность в ребенке, заботу о нем;
- Предпочитать требовательность – безразличию, свободу – запретам, тепло в отношениях – отчужденности;
- Снимать авторитарные позиции в общении с детьми. Директивный стиль отношений в семье не допустим!
- Избегать ортодоксальных суждений;
- Уметь признавать свои ошибки в общении с детьми.
Психолого-педагогические рекомендации для родителей
– Не сравнивайте ребенка с окружающими.
– Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
– Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
– Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
– Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
– Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
– Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить.
– Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
– Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
– Используйте наказание лишь в крайних случаях.
– Не унижайте ребенка, наказывая его.
– Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!»
– Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.
Эмоциональное развитие личности ребенка часто недооценивают, что может привести к серьезным и печальным последствиям для него. Эмоциональное развитие должно стать предметом пристального внимания родителей и педагогов.
Главное, что должны сделать взрослые в этом случае – это обеспечить ребенку ощущение успеха. Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов.
К ЧЕМУ ПРИВОДЯТ ОБИДЫ
Обиды, внезапно возникающие и медленно накапливаемые, могут привести:
- К стремлению «уйти в себя»;
- К изолированности;
- К отчуждению во взаимоотношениях;
- К стремлению «выяснить отношения», что может перейти в конфликт;
- К стремлению представить окружающую обстановку в «черных тонах»;
- К еще большему перевесу эмоционального над рациональным;
- К повышению нервно-психической напряженности;
- К снижению активности;
- К фокусированию познавательной активности на объекте обиды и, как следствие, к ограничению возможностей правильно оценить поступающую информацию.
КОГДА РЕБЕНКУ ОБИДНО
- Обидно, когда все беды валят на тебя;
- Обидно, когда успехи твои остаются незамеченными;
- Обидно, когда тебе не доверяют;
- Обидно, когда другому, а не тебе, поручают то, что ты можешь сделать хорошо;
- Обидно, когда другие заняты чем-то интересным, а тебя заставляют продолжать надоевшее, унылое занятие;
- Обидно, когда дело понятное и интересное превращается в обузу, в занятие от которого не отвяжешься;
- Обидно, когда из третьих рук узнаешь о себе «кое-что новенькое»;
- Обидно, когда о тебе попросту забыли за своими заботами;
- Обидно, когда тебя в чем-нибудь подозревают, а ты не имеешь возможности оправдаться;
- Обидно и многое другое, о чем мы не вспомнили.
ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ У ЖИЗНИ
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка часто подбадривать, он учится верить в себя.
Если ребенка часто хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей.
Если ребенок живет в обстановке принятия, он находит любовь в мире.